Спрашивали-отвечаем

Темы вопросов и ответов

Платежи, тарифы и перерасчеты

Открыть тему
Должен ли вступивший в права наследования платить за свою долю, не проживая в квартире? новое
Вопрос: У меня 1/3 доля в двухкомнатной квартире. Три года назад умерла мама, брат вступил в наследство на 2/3 доли. Должен ли он платить за квартиру, не проживая в ней?

«...Вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются ст. 153 и 154 Жилищного кодекса РФ
Согласно закону бремя содержания жилья лежит на собственнике. Солидарно с собственником расходы на коммунальные услуги (которыми они фактически пользуются) несут лица, зарегистрированные в жилом помещении. То есть если собственник в квартире не живет, то коммунальные расходы по счетчикам он оплачивать не должен.
Таким образом, брат, согласно своей доле на право собственности, несет расходы по:
- содержанию жилья и общедомового имущества;
- капитальному ремонту;
- отоплению;
- коммунальным услугам по нормативам (если прописан!).
Для урегулирования разногласий можно заключить соглашение по распределению платежей...»

Возможен ли перерасчет показателей горячей воды после поверки? новое
Вопрос: В январе 2021 года поверочный срок квартирного счетчика горячей воды истек. С января по март начисляли по нормативу. В апреле 2021 года поверка была сделана. Счетчик исправен. Правомерно будет сделать перерасчет с января 2021 года?

«...Размер платы за коммунальные услуги (в том числе за холодную и горячую воду) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 4 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Действующее законодательство предусматривает перерасчет коммунальных платежей, если проверяется состояние приборов учета, с которых потребитель снимает показания, или достоверность показаний приборов, которые потребитель представил для расчета платы за коммунальную услугу.
При проверке может выясниться, что прибор учета находится в исправном состоянии, например, пломбы на нем не повреждены, но его показания расходятся с теми, которые потребитель представил для расчета стоимости коммунальной услуги за расчетный период, предшествующий проверке.
В этом случае плата за услугу пересчитывается исходя из показаний прибора учета, которые сняли проверяющие.
После перерасчета может оказаться, что потребитель оплатил услугу не полностью или, наоборот, переплатил за нее. В первом случае он получит требование внести доначисленную плату, а во втором - уведомление об излишне начисленной плате.
Обратите внимание, что излишне уплаченные суммы вам зачтут при оплате будущих расчетных периодов (п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Рекомендем вам обратиться в обслуживающую организацию с заявлением о перерасчете, указав актуальные данные приборов учета...»

Влияет ли количество прописанных людей на квартплату? обновлено

«...В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Для нанимателей по договору социального найма структура платы несколько иная. Она предусмотрена ч. 1 ст. 154 ЖК РФ. Различие составляет отсутствие взносов на капитальный ремонт. Эти расходы несет собственник помещения. Также наниматель должен вносить плату за пользование жилым помещением (т.е. плату за наем). Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей идентичен тому, который установлен для собственников помещений в конкретном многоквартирном доме. Утверждается он решением общего собрания собственников, а в отсутствие такового - органами местного самоуправления.
Оговорка сделана для субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Там этими полномочиями наделен региональный орган государственной власти, если законом соответствующего субъекта РФ не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований (ч. 3 ст. 156 ЖК РФ).
Величина взноса на капитальный ремонт и платы за содержание жилого помещения устанавливается на 1 кв. м площади помещения в многоквартирном доме. Для собственников это обусловлено положениями ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, так как величина бремени расходов на содержание и ремонт, в том числе капитальный, определяется долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая пропорциональна площади помещения, находящегося в собственности конкретного лица.
Для нанимателей жилья подобная регламентация предусмотрена ч. 2 ст. 156 ЖК РФ, а также Методическими указаниями установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, утвержденными приказом Минстроя России от 27.09.2016 N 668/пр.
Таким образом, две составляющие платы за жилое помещение и коммунальные услуги (взносы на капитальный ремонт и плата за содержание жилого помещения) никоим образом не зависят от количества зарегистрированных или временно проживающих в помещении граждан.
Возможность наличия интересующей вас зависимости размера платы от количества потребителей существует при начислении платы за следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение. Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов.
Плата за указанные виды коммунальных услуг рассчитывается исходя из фактического потребления, определенного показаниями индивидуальных приборов учета. Если помещение приборами учета не оборудовано, то плата будет начисляться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей.
Отсутствие постоянно и временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, граждан не является основанием для неначисления платы. В этом случае за объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 56(2) указанных правил).
Также может зависеть от количества зарегистрированных граждан размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, если органом государственной власти субъекта РФ не принято решение об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения (например, Московская область).
Итак, если помещение оборудовано индивидуальными приборами учета, то количество потребителей может влиять только на размер платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, если такая плата не рассчитывается пропорционально площади жилого помещения. При отсутствии приборов учета увеличение количества проживающих будет увеличивать ваши затраты на услуги по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению и газоснабжению...»


Капитальный ремонт

Открыть тему
С какого момента возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах-новостройках?

Статья 170 ЖК РФ дополнена частью 5 (1), в соответствии с которой обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Частью 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение, у лица, принявшего помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома (далее дом) в эксплуатацию (обязанность по внесению указанной платы возникает с момента такой передачи), а также у застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Следует отметить,

«что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).»

Таким образом, требования по оплате взноса за весь период его уплаты предъявляются к лицу, имеющему право собственности в текущий момент.
Возможно ли при формировании фонда капремонта на счете регионального оператора, приостановить обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт по достижении минимального размера фонда капитального ремонта своего дома?

Право принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт по достижении минимального размера фонда капитального ремонта есть только у собственников, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах (часть 8 статьи 170 ЖК РФ), если законом субъекта РФ установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах.

Однако, когда за счет средств фонда будут оплачены работы по капитальному ремонту и его размер станет меньше установленного, оплату взносов будет необходимо возобновить, пока размер фонда опять не достигнет минимального значения.
Мы выбрали способ накопления взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора. Обязательно ли заключение договора с региональным оператором или пока мы не заключим с ним договор, то и не должны платить взносы?

Права и обязанности собственников и регионального оператора согласно последним изменениям в ЖК РФ, следуют из закона, а не из договора. Так, статьей 181 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, за которых в установленных ЖК РФ случаях такое решение принято органом местного самоуправления, имеют права и исполняют следующие обязанности:

1

ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

2

принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены ЖК РФ, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;

3

участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;

4

запрашивают и получают предусмотренные ЖК РФ сведения (информацию) от заинтересованных лиц;

5

реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, перечислить в случаях, предусмотренных ЖК РФ, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные ЖК РФ.

Также региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае просрочки оплаты взносов за капремонт нужно уплатить проценты в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кто будет заниматься расчетом этих ставок?

В случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, то пени за несвоевременную оплату взносов будет начислять региональный оператор, если иное не установлено нормативным правовым актом субъекта РФ.

В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете рассчитывает пени и выставляет квитанции на их оплату лицо, определенное общим собранием собственников.


Содержание и текущий ремонт

Открыть тему
Не работает вентиляция в квартире: что делать? новое
Вопрос: Проживаю в квартире, расположенной на втором этаже МКД. В кухне газовая плита. На протяжении нескольких лет в квартире не работает вентиляция. Визуальный осмотр показал, что вентиляционная шахта забита строительным мусором. К кому можно обратиться для устранения указанной проблемы?

«...В силу пп. «д» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, заключение договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем в случаях, предусмотренных законодательством РФ, является одним из стандартов управления. Наличие такого договора позволяет говорить о соблюдении лицензионных требований. Одним из таких обязательных договоров является договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжения.

Согласно п. 5 Правил пользования газом обязательным условием безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов. Также в постановлении содержится минимальный перечень работ (оказываемых услуг) по техобслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования. Пункт 12 минимального перечня устанавливает выполнение специализированной подрядной организацией проверки наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, состояния соединительных труб с дымовым каналом.

Если вы еще никуда не обращались с жалобой на ненадлежащее состояние вентиляционного канала, первоначально можно обратиться в управляющую организацию...»

Ремонт канализации в квартире, где никто не живет новое
Вопрос: Мы живем в доме на втором этаже, на первом этаже у соседей засорилась канализация, у нас тоже она перестала работать. Но проблема в том, что в этой квартире уже год никто не живет, неизвестно, есть ли собственники. Что нужно делать в такой ситуации?

«...Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ каждому человеку гарантировано право получения коммунальных услуг.
Вместе с тем в соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу ч. 3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Следовательно, в рассматриваемом случае проникнуть в квартиру соседей для проведения ремонта канализации без их согласия можно только на основании решения суда.
С целью установления информации о собственниках квартиры необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ для получения выписки из ЕГРН, содержащей сведения о собственниках объекта недвижимости.
Для выяснения сведений о лицах, зарегистрированных в квартире соседей, и о месте их нахождения необходимо обратиться в местные органы внутренних дел.
Если после выяснения информации о собственниках квартиры, они будут препятствовать устранению засора, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения ремонтных работ...»

Замена стояка ГВС в перекрытии новое
Вопрос: Сосед в квартире снизу меняет стояк ГВС на пластик, у него аварийная ситуация. Представители ЖКХ просят предоставить им возможность замены стояка в перекрытии, этого требует сосед снизу. Имею ли я право отказать им, недавно сделала ремонт в квартире и заменила всю разводку? Стояк у меня стальной, я заменила врезку от потолка до пола.

«...Частью 3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ установлено, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
Вместе с тем, ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ гарантирует каждому право на получение коммунальных услуг.
Из описанной ситуации следует, что допуск в квартиру представителей коммунальных служб необходим для проведения ремонта системы водоснабжения, т.е. непредоставление им доступа в квартиру может привести к аварии, повреждению имущества жильцов дома и нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Подпунктом «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), установлена обязанность собственников жилых помещений (потребителей коммунальных услуг) допускать представителей исполнителя (управляющей организации, в том числе работников аварийных служб) в жилое помещение в следующих целях:
- для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования – в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 3 месяца;
- для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости;
- для ликвидации аварий – в любое время.
Из изложенного следует, что собственник квартиры обязан предоставить допуск представителям коммунальной службы в свою квартиру для выполнения ими ремонтных работ. В случае отказа это сделать заинтересованное лицо (управляющая организация) вправе обратиться в суд с иском о понуждении предоставить доступ в жилое помещение. Без воли собственника или решения суда посторонние лица проникнуть в жилое помещение не вправе..raquo;

Ежемесячно платим за содержание жилья, а подъезд у нас не убирается. Есть ли какой-то документ, как и когда должна производиться уборка подъездов и дворов? обновлено

«...В первую очередь, это Ваш договор с управляющей компанией. Именно там прописывается, сколько раз и в какой срок должна производиться уборка. При желании, Вы можете заказать и ежедневную уборку, правда, и тариф тогда, соответственно, сильно вырастет.
Работы по санитарной уборке помещений общего пользования производятся по желанию собственников жилья и оплачиваются отдельно согласно постановлению администрации города.
Уборка выполняется во всех подъездах многоквартирного дома, поэтому для её получения от управляющей компании необходимо согласие всех жителей. Если оно получено, необходимо принести заявление в управляющую компанию и уборщица будет работать...»


Коммунальные услуги и ресурсоснабжающие организации

Открыть тему
Что делать, если после начала отопительного сезона в квартире холодно? Как сделать перерасчёт? обновлено

«...Всё зависит от того, какова температура в квартире. Зачастую бывает и такое, что люди к нам обращаются, а температура воздуха в жилом помещении равна +18, а то и выше. Оплата производится именно за этот показатель на столбике термометра, что находится в квартире. Все отопительные сети и режимы работы котлов рассчитаны именно на эту внутриквартирную температуру.

Если же в квартире температура действительно ниже +18, необходимо подать заявку на проведение обследования в аварийную службу и написать заявление в управляющеую компанию о необходимости составления соответствующего акта и перерасчете за недопоставку коммунальных услуг. По вашему обращению придут специалисты, сделают замеры, составят акт, на основании которого будет выполнен перерасчет.

Если в течение пяти дней с момента официального пуска тепла вам не подадут отопление, необходимо позвонить в аварийно-диспетчерскую службу, оставить заявку и удостовериться, что ваше обращение зафиксировано (уточните, кто принял, регистрационный номер заявки, время приема). После этого следует написать заявление на перерасчёт, который будет произведён в период со дня написания заявления до окончания завершения работ по наладке системы теплоснабжения и составления соответствующего акта...»

Фиксация нарушения температуры в квартире. Низкая температура в одном из помещений квартиры обновлено
Во время отопительного периода не был составлен комиссионный акт замера температуры воздуха в квартире в период, когда она была выше нормы. Можно ли привлечь для проведения экспертизы стороннюю организацию, которая по снятому архиву с теплового счетчика определила бы факт нарушения температурного графика при предоставлении услуг по теплоснабжению?
На вопрос отвечает Бурняшев Дмитрий Викторович
Юрист, эксперт по вопросам управления многоквартирными домами.

«Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разд. 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).»

«По общему правилу, документом, подтверждающим факт нарушения качества коммунальных услуг, является составленный акт.»

«Однако согласно пп. "в" п. 111 Правил также предусмотрена возможность установления такого факта фиксацией сведений (информации о качестве коммунальных услуг по определенным критериям) коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.»

«Таким образом, каждый потребитель имеет право ознакомиться с показаниями общедомового прибора учета теплоэнергии, и если снятые сведения подтверждают факт нарушения качества, то такие сведения будут являться основанием для дальнейшего перерасчета...»


Для оценки качества услуги по отоплению установлены минимальные показатели температуры в различных помещениях. Будет ли считаться услуга по отоплению некачественно предоставленной, если температура ниже минимальной только в одном из помещений квартиры? Возможен ли в этом случае перерасчет платы за отопление по всей квартире?
На вопрос отвечает Прокофьев Илья Игоревич
Адвокат, налоговый консультант. Специализируется на представлении интересов граждан и юридических лиц в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

«Требования к температурному режиму содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») и в иных нормативных документах, например в СанПиН. Причем данные требования не всегда соответствуют друг другу.»

«Например, приложением № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила) установлено, что допустимая температура в жилых помещениях составляет 18°C, допустимое превышение составляет 4°C, допустимое снижение в ночное время 3°C, а в дневное время снижение температуры не допускается. То есть допустимая температура составляет от 18°C до 22°C в дневной период и от 15°C до 18°C ночью.»

«В то же время в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», используется дифференцированный подход: для разных комнат в жилых квартирах установлены различные показатели допустимого температурного режима в зависимости от времени года. Например, для жилой комнаты в холодный период допустимая температура составляет от 18°C до 24°C.»

«Таким образом, требования СанПиН отличаются от требований Правил. В связи с этим становится актуальным вопрос соотношения этих документов.»

«В примечании к приложению № 1 указано, что в целях применения приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства РФ о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг, а приведенные в этом приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими.»

«Таким образом, даже в случае, если температура только в одной из комнат будет ниже нормы, это будет считаться нарушением температурного режима, следовательно, возможен перерасчет платы за отопление по всей квартире.»

Когда считается, что коммунальная услуга предоставляется некачественно? обновлено

«...Коммунальная услуга считается некачественной в случаях, когда существуют отклонения от перечисленных ниже требований (см. подробно Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Холодное водоснабжение: продолжительность перерыва — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях. Отклонение в давлении не допускается.

Горячее водоснабжение: температура воды от 75°C до 60°C. Продолжительность перерыва — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа подряд. Допустимое отклонение температуры с 00:00 до 05:00 часов — не более чем на 5°C, с 05.00 до 00.00 часов — не более чем на 3°C. Отклонение давления не допускается.

Электроснабжение: продолжительность перерыва — 2 часа (при наличии двух независимых источников питания), 24 часа — при наличии 1 источника питания. Отклонение напряжения и (или) частоты не допускается.

Отопление: температура воздуха — не ниже 18°C (в угловых комнатах — 20°C), допустимое превышение — не более 4°C, допустимое снижение с 00:00 до 05:00 часов— не более 3°C, с 05:00 до 00:00 часов не допускается. Допустимая продолжительность перерыва — не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца, не более 16 часов — при температуре от 12°C до нормативной, не более 8 часов — от 10°C до 12°C, не более 4 часов — от 8°C до 10°C.

Газоснабжение: продолжительность перерыва — не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца.

Водоотведение: продолжительность перерыва — не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно (в том числе при аварии)...»


Приборы учета

Открыть тему
Поверка счетчиков воды в 2020-2021 годах
Верно ли, что до 2021 года неповеренный прибор учета (ХВС, ГВС, межповерочный интервал истекает в декабре 2020 года) не считается вышедшим из строя, плата за воду устанавливается из среднего объема потребления за шесть месяцев? Как долго в этом случае не будет начисляться повышающий коэффициент? Разрешено ли поверять прибор учета в 2020 году? Будут ли санкции, если в 2021 году быстро их поверить не удастся?

«...В силу п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
При этом постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" действие пп. "д" п. 81(12) приостановлено до 1 января 2021 г.
До этой даты приборы применяются без проведения поверки (письмо Росстандарта от 21.04.2020 N АА-275/04, Росаккредитации N НС-73).
Вместе с тем стоит обратить внимание на дату окончания межповерочного интервала. Действие постановления Правительства РФ № 424 распространяется на отношения, возникшие после его вступления в силу, т.е. после официального опубликования, а именно с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г. Именно для этих случаев установлено особое правовое регулирование, связанное с начислением платы по показаниям индивидуальных приборов учета, межповерочный интервал которых истек именно в указанный период времени.
До 1 января 2021 г. плата будет начисляться не по средней величине потребления, а именно по показаниям приборов учета без применения повышающего коэффициента. После 1 января 2021 г. будет применять порядок расчета, установленный п. 59 Правил, а именно начисление по средней величине потребления три расчетных периода, по истечении которых уже будет идти речь о применении норматива потребления и повышающего коэффициента.
Стоит понимать, что установленное послабление не носит императивный характер, не устанавливает запрет на поверку приборов учета, а лишь дает возможность потребителям исключить дополнительную угрозу заболевания, связанную с необходимостью ее проведения...»

Оплата первичной опломбировки газового счетчика
Вопрос: Установили в квартире газовый счетчик с помощью сторонней организации. Далее его должен опломбировать поставщик услуг. Первичная опломбировка должна быть бесплатной. Но газовая компания говорит, что мы должны оплатить 1300 руб. Опломбировка будет бесплатной, но проверка специалистом правильности установки счетчика и проверка на утечку газа стоит денег. Правомерны ли эти требования поставщика услуг?

«...Действия газовой компании неправомерны, поскольку идет навязывание услуг, оказание которых не является обязательным при вводе прибора учета в эксплуатацию. Каких-либо специальных положений по вводу счетчиков газа в эксплуатацию нет, поэтому следует руководствоваться п. 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, который предписывает, что в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
- соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- работоспособность прибора учета.
Как видно, проверка правильности установки счетчика и на утечку газа указанными правилами не предусмотрена.
В свою очередь, во избежание спорных вопросов предоставьте сотрудникам поставщика услуг договор на установку счетчика газа, заключенный между вами и монтажной организацией, а также договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, в рамках которого и производится проверка газовых сетей (в том числе установленных на них счетчиков) в квартире...»

Как быть, если нарушена пломба электросчетчика?
При проверке электросчетчика проверяющие обнаружили, что у наклейки над пломбой отошел уголок. Составили акт, грозятся отключить электричество. Мы добросовестные плательщики. Что можно сделать в данной ситуации?
На вопрос отвечает Кучина Мария Владимировна
Специализируется на банкротстве физических и юридических лиц. Работала в органах прокуратуры, адвокатуры, в ОБЭП, в юридических компаниях Санкт-Петербурга.

«В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

- получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
- нарушение потребителем своих обязательств (неоплата услуг);
- выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;
- выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств;
- возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
- в иных случаях, предусмотренных правилами.»

«В данном перечне отсутствует основание, связанное с нарушением целостности наклейки на пломбе электросчетчика, следовательно, отключение электроэнергии будет незаконным. Если по отношению к вам последует данная санкция или иные негативных последствий, то вам необходимо будет обратиться в управляющую организацию за разъяснениями.»

«Помимо вышесказанного, любые санкции за нарушение потребителем электроэнергии положений федерального законодательства могут быть применены только в случае надлежащего оформления и фиксации самого факта такого нарушения.

«Так, в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, инспектор при обнаружении нарушений составляет акт в двух экземплярах: один экземпляр акта передается потребителю, другой остается у инспектора.»

«По общим правилам составления двусторонних актов, при подписании такого акта и несогласии с указанными там выводами вы имеете право указать в самом акте свои замечания и несогласие.»

«Если вы полагаете, что данное нарушение произошло не по вашей вине, а по вине управляющей компании, вам необходимо обязательно обратиться в управляющую компанию письменно с претензией. Это частично поможет вам снять с себя ответственность и негативные последствия.»

«Наказание за вскрытие защитного приспособления может быть разным. Оно зависит от величины нанесенного урона и серьезности нарушения.»

«На практике при назначении наказания учитываются следующие факторы:

- регулярный допуск контроллера к прибору учета;
- своевременная и полная оплата услуг;
- быстрота оповещения службы о срыве пломбы;
- незначительный урон, причиненный поставщику услуг.»

«Если исходить из того, что вы являетесь добросовестным плательщиком и данный факт можете подтвердить соответствующими чеками об оплате, а также из того, что нарушение целостности наклейки над пломбой электросчетчика объективно является незначительным нарушением, то можно сделать вывод о том, что санкция в виде отключения электроэнергии не может применятся по отношению к вам. Обычно в таком случае потребитель оплачивает стоимость повторной пломбировки без взыскания.»

Зачем нужен общедомовой счетчик, если в квартире установлен индивидуальный?

Индивидуальный счетчик позволяет вносить плату за фактически потребленный объём ресурсов, но не решает задач по контролю за состоянием домовых сетей и соответствия оказываемых услуг принятым нормам.

Установка общедомового прибора позволит собственникам:

- контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям;
- фиксировать факты утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома;
- исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями - убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации;
- обязать компенсировать потери ресурсов в домовых сетях свою управляющую компанию в случае, если все собственники жилья установят индивидуальные приборы учета;
- перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса;
- получить реальные возможности для ресурсосбережения.


Единые денежные компенсации (ЕДК) и жилищные субсидии на оплату ЖКУ

Открыть тему
В каких случаях можно предоставляются субсидии на оплату ЖКУ?

Субсидия предоставляется в случае, если на оплату жил-ком услуг семья расходует более 18 процентов своего совокупного дохода. Иначе говоря, если семья, к примеру, имеет совокупный доход в 10 тысяч рублей и платит за ЖКУ более 1800 рублей, то данная семья может рассчитывать на субсидию. Размер субсидии будет рассчитан в пределах социальной нормы площади жилья, которая составляет 33 квадратных метра для одиноко проживающих граждан, 42 метра – для семьи из 2 человек и по 18 квадратных метров на человека – для семьи из трех и более человек. В некоторых случаях субсидия рассчитывается на всю занимаемую площадь, но тогда вместо 18 процентов в расчет принимается 22 процента.

Кто имеет право на субсидию на оплату ЖКУ?

Пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилом фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или дома) по месту постоянной регистрации.

Каковы условия предоставления субсидии?

Предоставление субсидии рассчитывается на 6 месяцев. Обязательным условиям для начисления субсидий является отсутствие задолженностей по оплате ЖКУ (в случае невозможности погашения задолженности в полном размере перед подачей документов вам необходимо обратиться в управляющую компанию для согласования условий предоставления рассрочки).

Супруги зарегистрированы в квартире, которая является их общей собственностью. Кто из них может стать заявителем на назначении субсидии на оплату ЖКУ?

Любой из супругов, поскольку каждый их них является собственником жилого помещения и оба в нем зарегистрированы.


Придомовая территория

Открыть тему
Убрать урны у подъезда: порядок действий
Вопрос: Сколько процентов жителей подъезда должны подписать заявление, чтобы убрали урну? Мы собрали 50%...

«...В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. В соответствии с п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, решение о том, чтобы убрали урну, входит в компетенцию общего собрания.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). По некоторым вопросам, решения общего собрания должны приниматься более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, перечень которых указан в ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.
Вопрос уборки урны с территории относится к вопросу о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). По данному вопросу не требуется принятия решения общего собрания более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме...»

Установка мусорного бака под окнами квартиры в МКД
Вопрос: Мы живем в многоквартирном доме. Встал вопрос о ремонте придомовой территории (стоянка, клумбы, лавки). Мы живем на первом этаже (от земли до наших окон около 1,5 м). Без нашего согласия собираются установить лавку и мусорный бачок прямо под окнами нашей квартиры. Чистоту и своевременную уборку мусорного бачка не гарантируют. Около нашего подъезда постоянно собираются люди, чтоб выпить, посидеть, поговорить. Слышимость в квартире ужасная. Как можно не допустить установку скамьи и мусорного бачка? Правомерна ли установка скамьи и мусорного бачка на таком расстоянии от окна?

«...Наличие установленных урн является одним из требований содержания и эксплуатации жилищного фонда. В соответствии с п. 3.7.17 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояние между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.).
В п. 3.7.18 правил указано, что урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать.
Таким образом, при установке урн возникает обязанность по их очистке не реже одного раза в сутки, а в летнее время еще и периодическое их промывание.
Поэтому действия по установке урны правомерны, но чтобы не было нарушения прав собственников первых этажей в виде различных запахов и т.д., надо будет постоянно следить за своевременностью очистки урн...»

Посадка деревьев на придомовой территории
Вопрос: Одна из жителей дома засадила детскую площадку деревьями и цветами с минимальным расстоянием между ними. Посадку осуществила впритык к бордюру и тротуару. Также она растянула между деревьями проволоку на уровне глаз, чтобы не парковались автомобили. При парковке автомобиля в упор к бордюру и близко к деревьям от этой жительницы автовладельцам поступают угрозы о том, что она причинит вред автомобилю. В связи с этим есть следующие вопросы. 1. Имела ли она права производить посадку деревьев на детской площадке, не согласовав данное действие ни с управляющей компанией, ни с собственниками жилья? 2. Имеется ли какой-то ГОСТ или иной документ, устанавливающий минимальное и максимальное расстояние посадки деревьев от края тротуарной дорожки или проезжей части во дворе. 3. Как быть в данной ситуации?

«...Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 5 указанной статьи с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность по содержанию такого земельного участка ложится на собственников и обслуживающую дом управляющую организацию.
В связи с этим вам необходимо обратиться в орган местного самоуправления, осуществляющий формирование земельных участков, с заявлением об уточнении факта формирования земельного участка (придомовой территории). В случае если земельный участок, на котором расположен ваш дом, не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то такое формирование может быть проведено на основании заявления любого из собственников.
Если земельный участок сформирован и находится в общей собственности собственников помещений в вашем доме, то, руководствуясь ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, допустимо принять решение общим собранием о пределах его использования, в том числе утвердить некий проект благоустройства с установлением зеленых зон, зон парковки и проч. Подобное решение будет иметь обязательную силу для всех собственников вне зависимости от их фактического решения в ходе голосования.
В отсутствие подобного решения дать негативную оценку действиям гражданке по высадке зеленых насаждений не представляется возможным, если соблюдены требования дальности посадки.
Так, в силу п. 2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, при озеленении придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников - 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа.
Безусловно, ставить какие-либо ограждения в целях обеспечения сохранности насаждений гражданка не вправе. Ее указания об особенностях парковки транспорта могут игнорироваться. Вопрос о привлечении к ответственности за порчу имущества будет разрешаться в порядке, установленном гражданским и гражданско-процессуальным законодательствам исходя из требований норм об исполнении обязательств вследствие причинения вреда...»

Как спилить дерево по закону?

«...Вопрос, как спилить дерево рядом с многоквартирным домом, у жителей возникает часто. Давайте разберёмся, как сделать это правильно. В отдел благоустройства Домоуправляющей компании Сормовского района за год поступает 200-250 обращений жителей по спилу и омолаживающей обрезке зеленых насаждений. Также, в ходе профилактических осмотров, ответственными лицами обслуживающих участков выявляются зеленые насаждения в количестве 1400 – 1500 деревьев, требующие проведения работ с ними. Управляющая компания старается ликвидировать возникающие неудобства жителей, выполнить работы по зеленым насаждениям, но, к сожалению, не всегда это возможно.

ВАЖНО! Управляющая компания может производить работы по спилу только после комиссионного обследования состояния зеленых насаждений, в том случае, если они признаны аварийными, и лишь после получения разрешающих документов.

Согласно Ст. 3 п. 20 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 № 110-З, аварийное дерево – это дерево, которое представляет опасность для жизни и здоровья граждан, имеющее один или несколько признаков: угол наклона ствола от земной поверхности равен 45 градусам и менее, наличие более половины усохших ветвей, дупла (диаметром более половины диаметра ствола) в нижней трети ствола, сухостойность ствола, наличие обширных (более 20 процентов от общей площади ствола) поражений гнилевыми болезнями, инфекционными заболеваниями и повреждений карантинными вредителями, а также гниль, труха и пустоты во внутренних слоях дерева (п. 20 введен Законом Нижегородской области от 02.05.2017 № 41-З).

Конечно, ухудшать экологические условия жизни людей и сносить деревья, не имеющие признаков аварийности и не причиняющие неудобства, ни в коем случае никто не будет. Но иногда складываются ситуации, когда зеленые насаждения объективно ухудшают условия проживания людей и люди остаются один на один с данной проблемой.

Но выход есть! В случае несогласия с выводами комиссии, заявитель имеет право принять решение о проведении экспертной оценки зеленого насаждения. В соответствии со ст. 11.1 Закона Нижегородской области № 110-З от 07.09.2007 «Об охране озеленённых территорий Нижегородской области», экспертная оценка зеленых насаждений проводится с целью принятия решения об их вырубке (сносе).

Экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводится с целью оценки возможности их реализации. Экспертная оценка зеленых насаждений и экспертная оценка проектов реконструкции озелененных территорий проводятся по инициативе органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования или собственника (владельца) земельного участка, на территории которого произрастают зеленые насаждения, подлежащие экспертной оценке. Сведения о специалистах, проводящих экспертную оценку зеленых насаждений, размещены на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»...»


Общее собрание собственников. Общее имущество МКД

Открыть тему
Использование общего имущества МКД
Вопрос: Через подвал МКД и земельный участок МКД проходят транзитные трубопроводы ОАО "Теплоэнерго", ОАО "Водоканал". Обязаны ли указанные ОАО, как другие сторонние организации, заключать с собственниками общего имущества МКД (управляющей домом организацией) договоры на использование общего имущества МКД? Вправе ли собственники помещений МКД получать плату с указанных выше организаций за использование общего имущества МКД?
...

«...Часть 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ относит к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами отнесено к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Если подвальное помещение, через которое проходит транзитный трубопровод, отвечает признакам общего имущества, то собственники вправе ставить вопрос о законности его использования третьими лицами, а также о взыскании суммы неосновательного обогащения.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна и чаще всего отрицательная. Существуют примеры взыскания неосновательного обогащения...»

Кто должен оплачивать расходы на проведение общего собрания собственников жилья?
Собираемся проводить общее собрание собственников. Управляющая компания предлагает нам самим оплатить все расходы на рассылку уведомлений. Имеют ли они право требовать это?

«...Законодательно инициативной группе собственников предоставлено право обратиться в управляющую организацию с требованием об организации проведения общего собрания собственников по вопросам повестки дня, определенной самой инициативной группой.

Обратите внимание, что установлены специальные требования к инициативной группе, правомочной предъявлять требование в порядке, установленном ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.

Входящие в ее состав собственники должны обладать в совокупности не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом управляющей организации предоставляется 45 дней на реализацию мероприятий, которые необходимы для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Окончание 45-дневного срока должно предшествовать началу течения 10-дневного срока до даты проведения общего собрания.

Также в рассматриваемом случае на управляющую организацию возлагается обязанность уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, оформить необходимые документы по результатам его проведения, обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.

Пункт 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ относит к числу полномочий общего собрания принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.

Данный вопрос был также предметом разъяснений, данных Минстроем России. Так, письмом от 28.08.2015 № 27535-ОЛ/04 были разъяснены вопросы финансирования проведения общего собрания. В данном документе Минстрой России пришел к выводу о допустимости распространения порядка финансирования расходов на проведение общего собрания собственников, проводимого по инициативе группы (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ), и на случаи проведения ежегодного общего собрания.

Подчеркнуто правило о несении бремени спорных расходов именно инициатором собрания. Поэтому управляющая организация несет затраты на проведение общего собрания собственников тогда, когда сама выступает инициатором такого собрания.

В силу ч. 7 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные этим кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Во всех остальных случаях расходы оплачивают собственники самостоятельно, если иной порядок компенсации затрат УК не установлен решением общего собрания ранее.

Для того чтобы определить правомерность требований вашей управляющей организации в рассматриваемой ситуации, необходимо знать, принималось ли ранее решение собранием собственников о порядке финансирования расходов.
Если оно принималось, то его исполнение может быть обеспечено включением в состав платы за содержание жилого помещения дополнительной строки расходов, выставлением отдельной строки в платежных документах, либо фактической оплатой инициаторами собрания в каждом конкретном случае.
Выяснив указанные обстоятельств, вы сможете самостоятельно определить правомерность требования управляющей организации...»

Что будет, если на общем собрании собственники примут отрицательное решение или не соберут достаточное количество голосов?

В соответствии с п.12. ст. 13 Закона об энергосбережении собственники, не исполнившие в установленный срок обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых домом энергетических ресурсов, должны обеспечить допуск организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, и оплатить расходы организациям на установку этих приборов учета.

Как решаются вопросы оплаты коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах на общих собраниях собственников?
Вопросы оплаты коммунальных услуг решаются на ОСС простым большинством.

Собственники в многоквартирных домах с вступления в силу Федерального закона № 59-ФЗ имеют право на ОСС принять решение о переходе на прямые договоры с поставщиками ресурсов, исключив из процесса предоставления коммунальных услуг управляющую домом организацию.

Вопросы о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов в помещения собственников утверждаются простым большинством: 50% + 1 голос от числа присутствующих на собрании.

Столько же голосов необходимо для утверждения текстов договоров с поставщиками ресурсов, а также договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Отдельно в этой группе для решения на ОСС можно выделить вопрос о порядке определения размера платы за коммунальные ресурсы, поставленные в дом на содержание общего имущества собственников. Утвердить расчёт платы исходя из норматива, среднемесячного потребления или показаний ОДПУ собственники могут, отдав «за» более 50% от общего количества голосов участников ОСС.


Разное

Открыть тему
Порядок сноса самовольной пристройки
Вопрос: Являюсь собственником многоквартирного дома, к внешней стене которого примыкает самовольная пристройка. В помещении данной пристройки управление муниципальным имуществом на основании договора безвозмездного пользования размещает опорный пункт полиции. Из-за стены данной пристройки разрушается внешняя стена моей квартиры, в квартиру проникает вода. Управляющая компания отказывается принимать меры по сносу данной пристройки, ссылаясь на то, что этим должен заниматься муниципалитет. В управлении муниципальным имуществом порекомендовали мне своими силами и за счет собственных средств снести данную пристройку, так как они не обязаны сносить самовольные постройки. Что мне следует предпринять, куда надо обратиться?

«...В силу ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает самозащиту права. Воспользоваться таким способом защиты может только законный владелец земельного участка, на котором осуществлена самовольная постройка.

В соответствии со п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Статья 304 ГК РФ предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Предлагаю в рамках досудебного урегулирования спора обратиться в муниципалитет с заявлением о сносе самовольно возведенного строения и получить письменный отказ.
После этого подготовьте исковое заявление и обратитесь в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта, обязании ответчика привести многоквартирный дом в первоначальное состояние путем сноса самовольной постройки своими силами и за свой счет. К участию в деле в качестве ответчика привлекается муниципалитет...»

Согласование проведения Интернета из подъезда в квартиру
Нужно ли согласовывать с УК отверстие под интернет-кабель из общего подъездного коридора в квартиру?

«...Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома являются общим имуществом собственников помещений и принадлежат им на праве общей долевой собственности (п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом в том числе обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Таким образом, ответственность за работы, связанные с общим имуществом, несет управляющая организация. В связи с тем, что вы собираетесь провести работы, связанные с использованием общего имущества, а именно делать отверстие в стене общего подъездного коридора, то данные работы необходимо согласовывать с вашей управляющей организацией.

Следует отметить, что одним из частых последствий проведения несогласованных работ по сверлению стен является повреждение инженерных систем, расположенных внутри этих стен...»

Имею ли я право не вступать в ТСЖ?
Отвечает зам. начальника юридического отдела Оксана Тюрина:

«...Да, такое право есть. Часть 2 ст. 30 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо сообщество или пребыванию в нем. Тем не менее, вы обязаны заключить договор с ТСЖ на пользование общими инженерными сооружениями, коммуникациями, жилищно-коммунальными услугами. Плата за них не должна превышать размер платы для членов ТСЖ.

Стоит отметить, что сегодня ТСЖ и жилищный кооператив (ЖК) довольно популярная форма управления многоквартирным домом. Но, к сожалению, их деятельность не всегда эффективна и прозрачна. Можно вспомнить громкое уголовное дело по одному из ЖК в Нижнем Новгороде, председатель которого была осуждена на 2,5 года условно за растрату 150 тыс. рублей, принадлежавших ЖК. Или аналогичный случай в ТСЖ Автозаводского района, председатель которого, совершил хищение денежных средств на сумму 3 млн. рублей.

И таких примеров с каждым годом становится всё больше. ТСЖ в ЖК «Цветы» вообще подвергают своих жителей опасности. Сразу после того, как жители домов №№ 111/1, 113/1, 115, 111/2, 107, по ул. Ак. Сахарова и дом № 8/2 по ул. Первоцветная выбрали ТСЖ в качестве способа управления, эти дома были отключены от пункта центрального наблюдения за состоянием пожарной сигнализации, оповещения и дымоудаления. Видимо, посчитав, что на этом можно сэкономить (не надо нести расходы, связанные с круглосуточным дежурством). Все остальные дома в ЖК «Цветы» оснащены автоматической пожарной защитой (сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей, дымоудаление), все они объединены и обслуживаются с одного пункта центрального наблюдения.

Управлять многоквартирным домом - не совсем простая задача. Для этого требуется много специальных знаний и навыков, нужны опытные и грамотные специалисты. В управляющих компаниях «Цветы», «Первоцветная» и «Дубенки» работают профессионалы, все вопросы и проблемы они решают безотлагательно и только в интересах собственников. Для управляющих компаний, наряду с комфортом и благоустроенностью, одной из главных задач является безопасность проживания граждан! Именно поэтому, все многоквартирные дома, управляемые нашей компанией, находятся под круглосуточным видеонаблюдением, выведены на пульт пожарной безопасности, за которым в режиме реального времени наблюдает профессиональный оператор.

Безопасность жителей для нашей компании всегда на первом месте!»

Насколько законно размещение вышек сотовой связи во дворах и на крышах жилых домов?
Отвечает помощник прокурора Сормовского района Ольга Слесарева:.

«...Санитарные нормативы размещения передающих радиотехнических объектов установлены санитарными правилами и нормативами СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов».

Согласно п. 3.16 СанПиН, рекомендуется размещение антенн передающих радиотехнических объектов на отдельно стоящих опорах и мачтах. Допускается размещение передающих антенн на крышах жилых, общественных и других зданий при условии предотвращения создания в местах массового отдыха, внутри жилых, общественных и производственных помещений уровней электромагнитных полей, превышающих предельно допустимые значения.

Размеры санитарно-защитной зоны и зоны ограничения застройки для передающих радиотехнических объектов в соответствии с требованиями санитарных правил и нормативов СанПиН 2.12.1-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» и СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» определяются расчетным путём в каждом случае индивидуально и затем уточняются натурными измерениями уровней электромагнитных полей. Минимальное расстояние, таким образом, от передающих радиотехнических объектов до жилых строений не нормировано и определяется расчетным методом для каждого объекта.

Для каждого радиотехнического объекта проводятся расчеты распределения уровней электромагнитных полей на прилегающей территории. В дальнейшем проекты расчетов проходят гигиеническую экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», по результатам которых выдается заключение о признании их соответствующими государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Расчеты производятся с учетом санитарно-защитных зон передающих радиотехнических объектов во избежание создания на открытой территории и в прилегающих зданиях интенсивности электромагнитного излучения радиочастотного диапазона, превышающего предельно допустимые значения. Таким образом, установка вышек сотовой связи во дворах жилых домов проходит длительную проверку с последующим измерением радиочастотых излучений на местах во избежание причинения вреда жителям нашего района...»